Михаил Талако (posidelkin) wrote,
Михаил Талако
posidelkin

Categories:

Некромантия-2. Происхождение и механизм действия демонической магии.


Происхождение некромантии
История некромантии полна пробелов, но можно выделить несколько источников этой традиции. Во-первых, в Европе издавна существовали ритуалы народной магии, и некоторые следы античных языческих традиций прослеживаются в трудах некромантов. Во-вторых, массовые переводы с арабского познакомили европейских читателей не только с учением Авиценны и алхимией, но и с магическими практиками. Большинство астральных и астрологических элементов некромантии показывают выраженное арабское влияние. Наконец, заметен и вклад еврейской школы магии.
Но основным источником, который придал форму средневековой некромантии, был ритуал христианской церкви. Как замечает Кикефер, когда в обществе такое значение придается ритуалу, неизбежно возникают течения, которые начинают использовать ритуал в неортодоксальных целях. Если сам папа говорит, что личная неправедность священника не влияет на действенность ритуала мессы (и не просто говорит, а отлучает и сжигает всех несогласных с этим), то верующие неизбежно начинают задумываться, что ритуал важнее личной праведности. Иными словами, у каждого гобелена есть изнанка, и изнанка христианского ритуала - некромантия. Кстати, анализ всех существующих источников показывает, что именно в среде священников некромантия процветала и достигла максимального развития.
Если сравнить действия экзорциста и действия некроманта, невозможно не заметить массы параллелей. И тот, и другой совершают сложные ритуалы, объектом которых являются демоны (причем типичные ритуалы некроманта и экзорциста часто совпадают чуть ли не дословно). И тот, и другой опираются на священные символы и имена, чтобы на них воздействовать: "Отцом, и Сыном, и Святым Духом, и неразделенной Троицей, и посредством благословленной и преславной непорочной Девы Марии, молитвами пророков, заслугами патриархов, мольбами ангелов и архангелов, заступничеством апостолов, страстями мучеников, верой исповедников, непорочностью и чистотой святых дев, заступничеством всех святых, и Семью Спящими, чьи имена Малк, Максимилиан, Дионисий, Иоанн, Константин, Серапион и Мартиман, и именем господа, благословленным вовеки..." В обоих случаях успех не является гарантированным: заклинатель борется с демоном, и нередко требуется повторение ритуала для успеха. Оба действуют в рамках единого представления о картине мира. Но есть одна принципиальная разница между священником-экзорцистом и некромантом: экзорцист прилагает все усилия, чтобы навсегда ИЗБАВИТЬСЯ от демонов, а некромант их ПРИЗЫВАЕТ в наш мир. Именно это ставит некроманта за грань закона.
Принцип действия демонической магии
По своим взглядам на природу магии люди Средневековья могли быть разделены на четыре категории.
1. Немногочисленные убежденные прагматики: Магии не существует, маги - шарлатаны. Из записных книжек Леонардо: "Из всех людских мнений самым идиотским является вера в некромантию".
2. Простой народ, практикующий мелкую бытовую магию типа заговоров от крыс или от зубной боли: А хрен его знает, работает, и ладно.
3. Продвинутые маги Ренессенса, типа Марсилио Фичино: Магия бывает природная и демоническая. Условно говоря, когда аквамарин помогает от пьянства - это природная. Иначе говоря, при совершении определенных действий и сведении воедино определенных компонентов происходит волшебство, оттого, что так устроен мир. А когда кто-то зовет демона, чтобы тот выполнил поручение - это магия демоническая.
4. Инквизиторы-пуристы: Любая магия - демоническая, просто она бывает явная и неявная. Даже невинный заговор от крыс, где нет явного призыва к демонам, работает только благодаря демоническому вмешательству.
Так вот, по поводу некромантии сомнений не было, ни у самих некромантов, ни у их противников. Некромантия - это ЯВНАЯ ДЕМОНИЧЕСКАЯ МАГИЯ. В ритуалах некроманта демоны вызываются, поименно приглашаются и приставляются к работе.
Во взглядах на некромантию была только одна небольшая тонкость.
Судя по дошедшим до нас документам, сами некроманты полагали, что подчиняют себе демонов посредством священных имен, символов, предметов, формул и ритуалов. Т.е. демоны выполняют волю некроманта исключительно потому, что это угодно господу богу.
Напротив, инквизиторы были склонны считать, что господу богу некромантия совершенно не угодна, а ее ритуалы - мерзкое извращение церковных обрядов. И если они к чему-то приводят, то исключительно из-за того, что сами демоны с удовольствием подыгрывают некроманту, надеясь принести побольше вреда людям и заграбастать душу вызвавшего их глупца.
Ограничения некромантии
И маги, и их преследователи были единодушны во мнении, что возможности некромантии определяются возможностями демонов, подчиненных заклинателю. Из этого следует несколько важных ограничений, которые они более или менее признавали:
1. Некромант принципиально не властен над душами мертвых. Они принадлежат Богу, который единолично определяет их судьбу. Если некромант призывает душу мертвеца - это обман. На самом деле это пришел демон, принявший обличье покойного.
2. Некромантия не способна ничего создавать, так как демоны не способны к творению. Творение - прерогатива Бога. Все, что получается с помощью некромантии - иллюзорное, ненастоящее. Однако, эти иллюзии ощутимы и вполне могут привести к реальным последствиям: демон-скакун может перенести чародея через континент, а иллюзорный воин - насмерть поразить противника. У иллюзорности есть и достоинства - еда на волшебном банкете не насыщает желудок, и есть можно сколько угодно.
3. Некромантия уязвима перед священными предметами, ритуалами, и т.п. Есть средневековая байка, как некто с помощью некромантии выслеживал вора. Некромант устроил ритуал, в результате которого его помощник-ребенок (очень распространенная черта - использование детей как посредников для общения с демонами) смог увидеть изображение вора в чаше с водой. Мальчик описал, как человек идет по улице, входит в церковь, исповедуется, священник возлагает ему руки на голову... и картинка исчезает. С отпущением грехов вор стал "закрыт" от демонов, служащих магу.
Продолжение следует.

ВНИМАНИЕ: Важные поправки к вышеприведенному тексту от ereynion (http://posidelkin.livejournal.com/16676.html?thread=192036#t192036):

Если я ничего не путаю, Феодорит Кирский, св. Юстин и Ориген допускали возможность вызова мертвых (причем последний чуть ли не во плоти).
Мнение о подмене демоном основано на бл.Августине и у него были церковные критики.
Если не путаю, то ли Хоуп, то ли Дж.Б.Рассел, то ли оба писали о спорах на эту тему в средние века.
Проблема положительного решения вопроса решалась через "попущение".
Точка же зрения Августина имела очень уязвимые места:
1. Когда в Библии звучит "голос автора", он называет видение "Саулом", а не обманом демонов и т.д. ("Тогда узнал Саул, что это Самуил, и пал лицем на землю и поклонился. И сказал Самуил Саулу" - в "речи автора" нет никаких указаний на обман или его возможность. На это обращали внимание.)
2. В другом месте Библии есть запрет на вызов мертвых. И он основывается не на том, что это злые духи отвечают вместо мертвых, а на том, что sic! мертвых не спрашивают о живых, им нельзя верить, если они говорят отличное от откровения Бога. Кстати, Самуил примерно в этом же духе ответил Саулу (он не даст ему совета и не может сказать больше там, где Бог высказался и молчит - "для чего же ты спрашиваешь меня, когда Господь отступил от тебя и сделался врагом твоим? Господь сделает то, что говорил чрез меня").
У Исаи: "И когда скажут вам: обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям, - тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу? спрашивают ли мертвых о живых? Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света."
С точки зрения средневекового комментатора священнописатель не мог ошибаться и не должен был поддерживать суеверие вместо его опровержения.
Повторюсь, если не ошибаюсь, вопрос не имел окончательного решения и ходили высказывания вроде: "верить, что некромант может вывести душу из ада - ересь, что священнописатель ошибся (про Самуила) - безумие".
Кстати, второй вопрос может быть все-таки решен в том смысле, что под "мертвыми" понимаются и демоны (как ложные и мертвые боги, как движители мертвых истуканов и т.д.).
Вроде бы некоторые толкователи придерживались этой точки зрения.
Но тогда Ваше утверждение, что "пришло христианство, и внесло кардинальное изменение в правила игры" (из первой части про некромантию) становится неверным. Ведь тогда "некромантией" вызывание демонов с полным правом могло бы именоваться еще в дохристианские времена (у иудеев).
Tags: история, некромантия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 31 comments