Михаил Талако (posidelkin) wrote,
Михаил Талако
posidelkin

Category:

Теория и практика некромантии в Европе XV века. Часть 1. Смысл слова "некромантия".


Как и у большинства моих современников, некромантия для меня всегда означала магию смерти. Зомби, скелеты, личи, мумии, вампиры, призраки, души умерших, жертвоприношения Темным и Древним Силам, мрачные субъекты в черных мантиях с закрывающим лицо капюшоном... Разница между конкретными вариантами некромантов существует, но не слишком велика. Перумовский Неясыть и какой-нибудь архетипичный колдун из The Complete Book of Necromancers 2-го издания AD&D выглядят похоже и занимаются примерно одним и тем же.
А как обстояло дело с некромантией в реальной средневековой Европе? Ясное дело, что зомби (наследие вуду), мумии (археологов еще не было) и вампиры (плод гениальной фантазии Стокера) вроде бы должны были там отсутствовать. Но ведь что-то с древним названием "некромантия" там было?
Давайте возьмем энциклопедию средневековой жизни - "Декамерон" Бокаччо - и посмотрим, что гениальный флорентиец имел сказать по данному поводу. В "Декамероне" есть как минимум три новеллы, где некромантия играет сюжетообразующую роль (в первой из них герой лишь притворяется некромантом, но это не меняет дела).
Отрывок первый (новелла седьмая, день восьмой): Ее служанка ... возымела глупую мысль, а именно такую, чтобы каким-нибудь некромантическим действом побудить любовника своей госпожи полюбить ее как прежде, и что школяр должен быть великий на это мастер, о чем она и сказала своей госпоже... На это школяр отвечал: "Мадонна, сказать по правде, в Париже я научился, между прочим, некромантии, и я знаю, в чем ее суть; но так как она очень противна господу, я поклялся никогда не прибегать к ней ни для себя, ни для других. Правда, любовь, которую я к вам питаю, так сильна..."
Отрывок второй (новелла пятая, день десятый): Дама отвечала: "Вот чего я хочу: я хочу, чтобы в следующем январе месяце очутился под этим городом сад, полный зеленой травы, цветов и густолиственных деревьев, не иного вида, как бывает в мае..." Рыцарь услышал просьбу и предложение своей дамы... и попался ему под руку некто, предложивший сделать это при помощи некромантии, лишь бы он был хорошо оплачен. Условившись с ним за большую сумму денег, Ансальдо радостно поджидал назначенного времени. Когда оно наступило, - а холод был страшный и все полно снега и льда, - тот мудрый человек так устроил своим искусством в ночь на первое января, что утром появился, как то засвидетельствовали видевшие его, самый восхитительный сад, какой когда-либо видели, с травой, деревьями и плодами всех родов.
Отрывок третий (новелла девятая, день десятый):
Саладин приказал одному из своих некромантов, искусство которого уже испытал, чтоб он нашел способ перенести в одну ночь мессера Торелло на кровати в Павию, на что некромант отвечал, что все будет исполнено, но что для его же блага мессера Торелло надо усыпить... Так как было уже поздно и некромант дожидался, чтобы привести свое дело в исполнение, и торопил их, явился врач с напитком и, уверив Торелло, что дает его ему для подкрепления, велел выпить; прошло немного времени, как он заснул.... в присутствии Саладина, кровать, как была с мессером Торелло, умчалась.
НУ И ГДЕ ТУТ МАГИЯ СМЕРТИ???
В первом случае - приворот, во втором - создание цветущего сада среди зимы, в третьей - полеты на кроватях через Средиземное море.
Когда я впервые прочитал "Декамерон", я еще не был заядлым поклонником фэнтези. Когда я его перечитал позднее, то несоответствие царапнуло мне глаз, но я сказал себе: простим Боккаччо его странную терминологию, он ведь не читал Перумова и не знает, чем должны заниматься некроманты. И только недавно, взявшись за исторические труды по средневековой магии, я обнаружил, что Боккаччо был абсолютно прав - для своего времени.
Во-первых, в средневековой латыни слово "некромантия" писалось двумя способами - как "некромантия", так и как "нигромантия/негромантия", т.е. черная магия, черное искусство (nigromantia, совр. итал. negromanzia). Это, согласитесь, совсем другое дело. Во-вторых (и это интереснее всего), некромантия в средние века означала ритуальную демоническую магию, вне зависимости от того, что было ее целью.
Откуда же взялось такое странное значение? Ричард Кикефер (Richard Kieckhefer), один из крупнейших исследователей средневековой религии и магии, предлагает в своей монографии следующую картину.
В античной Европе общение с умершими было делом распространенным. Именно такую спиритическую практику тогда и называли некромантией. Вы помните, как в Ветхом Завете эндорская ведьма призывает царю Саулу дух пророка Самуила (I Сам. 28), который пророчит, что царю скоро придут кранты? Можно еще вспомнить общение Одиссея с душами умерших.
Но пришло христианство, и внесло кардинальное изменение в правила игры. Согласно христианскому мировоззрению, после смерти души людей находятся в полном и абсолютном распоряжении Бога. И никакой паршивый некромант не может на это повлиять. Даже если человек был язычником и грешником, и его душа отправляется в ад, это ничего не меняет. Сам Сатана не властен освободить душу из ада хоть на минуту, чтобы та пообщалась с некромантом. Что уж тут говорить о призыве какой-то ведьмой души праведного пророка???
Достаточно быстро процесс формирования христианской теологии столкнулся с трудноразрешимым противоречием. С одной стороны, каждое слово Библии - это святая истина. В том числе и описание призыва души пророка Самуила. С другой стороны, этот призыв противоречит самим основам веры.
Теологи нашли изящное решение. Они объявили, что к ведьме явился не дух пророка, а демон, принявший его обличье, чтобы смутить царя Саула (!!!). А призыв душ мертвых - да, он по-прежнему НЕВОЗМОЖЕН.
Это стало официальной позицией католической церкви и определило судьбу понятия "некромантия". На протяжении веков оно стало устойчиво связано с демонами, а изначальная связь с душами мертвых была забыта. И только в современной Европе произошло некоторое возвращение к нынешнему состоянию дел. К сожалению, Кикефер не прослеживает, как оно произошло.
Из того, что известно мне, в 1834 году Уильям Годвин опубликовал биографии чародеев всех времен (включая Жанну д'Арк, Джона Ди и доктора Фауста) под названием "Жизни некромантов". Он использовал термин "некромантия" во вполне средневековом смысле - демоническая магия общего назначения. А Кларк Эштон Смит в начале XX века опубликовал рассказ "Империя некромантов", где некроманты уже вполне современные - маги смерти, окруженные поднятыми скелетами, мумиями, личами и зомби, и души мертвых вовсю страдают, заключенные в анимированных останках. Из этого я могу осторожно предположить, что возврат к античному пониманию некромантии как магии смерти произошел на протяжении XIX века. Но информации явно мало, так что я буду очень благодарен за любые подсказки, поправки и комментарии.
Продолжение следует - для тех кто готов рискнуть своей душой ради более близкого знакомства с мрачными таинствами исторической некромантии...
Tags: история, некромантия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments